- Свято-Покровский Храм - http://kubanpokrov.ru -

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года: Седмица 15-я по Пятидесятнице. Вторник

(Гал. 5:11-21; Мк. 7:5-16)
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк.7:15). Это место и подобныя ему, напр.: «брашно… нас не поставляет пред Богом» (1Кор.8:8) – выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви.

Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви, ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преспеяния. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преспеяние внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь – одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон – нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад – хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

 

 

Источник: Библиография: Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Тип. Ефимова, 1882. – 94 с. То же. – 2-е изд. – 1894. То же. – 3-е изд. – 1894. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия / Афон. Рус Пантелеймонов монастырь. – М.: Тип. Ефимова, 1881. – 484 с. То же. – 2-е изд. – М., 1890. – 454, II с: ил. То же. – 3-е изд. – М., 1897 (обл. 1898), То же. – 4-е изд. – М., 1904. – 462, II с. То же. – 5-е изд. – СПб., 1903. – 367 с. То же. – 6-е изд. – Пг., 1915. – 374 с. То же. – М., Моск. Патриархия, 1991. – 196 с: портр. То же. – М., Правило веры, 1995. – 369 с.