Успенский пост – чем его сила и отличие от других постов.

Август — время, когда хочется поймать остатки короткого лета, отдохнуть. И именно на август выпадает Успенский пост. Как прочувствовать его по-настоящему, не упустить главное? 

14 августа начинается Успенский пост и продлится он до 28 августа до Праздника Успения Пресвятой Богородицы девы Марии.

Главное во время Успенского поста — та дань любви, трепетного преклонения пред Божией Матерью, которую мы можем Ей воздать. Прежде всего, Ей нужна наша молитва, наше благоговение, наша вера, наша благочестивая православная жизнь, угодная Её Божественному Сыну.

Что касается поста — это очень важное духовное усилие, которое мы прикладываем. Ведь духовное тесно связано с физическим. Успенский пост — очень строгий, хоть и краткий, всего две недели, ограничения очень суровые.

Соединение строго постного делания с благоговейной молитвой соответствует тому устроению души, которое каждый должен в себе развивать, чтобы и проявить ту благоговейную любовь к Божией Матери, которую мы должны в себе воспитывать.

Когда во всем мире, а не только в России, был уклад преимущественно крестьянский, тогда бытовая жизнь людей очень коррелировала с церковными установлениями. Было понятно, что Церковь имела в виду, когда устанавливала те или иные правила, они соотносились с жизнью тогдашних людей.

Современный ритм жизни, нынешний быт, устроение жизни не совпадают с церковным календарем. Сейчас жизнь радикально изменилась. Действительно, людям, которые находятся в дороге, в путешествии, в отпуске, на отдыхе, на лечении непросто сообразовывать свой быт с церковными установлениями. Но все-таки каждый должен постараться в меру своих сил этот пост понести. Потому что Господу и Божией Матери прежде всего нужна духовная жизнь.

С другой стороны, пост — это время некой внутренней духовной мобилизации, и мы не должны давать себе поблажки, ссылаясь на обстоятельства и условия, в которых мы находимся.

Если человек не может соблюдать пост во всей строгости церковного устава по каким либо причинам. Можно поставить себе установку ни за что не нарушать утреннее и вечернее правило, добавить к нему какие-то дополнительные молитвы, покаянный канон, читать Псалтирь, прочесть какую-нибудь серьезную духовную книгу. И тогда прохождение поста будет осмысленным и вдумчивым.

Пост — это возможность некоего ускоренного духовного роста, и важно, чтобы мы провели это время с пользой для себя.

Человек, который пытается жить внимательной духовной жизнью, ощущает очень большую потребность в посте. Именно поэтому люди, которых мы называем подвижниками, так или иначе, приходили к разным формам поста. Навести порядок в своей душе, долго не постясь, невозможно.

Если вспомним свое состояние после окончания Великого поста, недели через две после Пасхи, мы увидим, что было желание еще раз вернуться к этому времени, когда напряжение в духовной жизни давало некий внутренний результат. Со временем это желание уходит, но разум помнит, как значимо такое напряжение.

И поэтому то, что наступает пост — это прекрасно.

У Успенского поста есть отличие: он больше, чем другие посты, посвящен постижению тайны подвига Пресвятой Богородицы.

С другой стороны — он очень короткий, короче всех остальных постов (за редким исключением, когда таким же бывает Петров пост). И на это время можно поставить перед собой какую-то конкретную задачу и попытаться с помощью Бога и Матери Божией ее решить. Например, не раздражаться, или не осуждать, или служить своим домашним, чтобы быть им в радость, а не чтобы они терпели тебя потому, что деваться некуда.

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией. Для того чтобы разумом и сердцем к Ней приблизиться. Акафист — это не просто некие похвалы тому, кому он посвящен, а, особенно если он написан молитвенником, раскрытие подвигов святого и постижение его земного духовного пути.

Удивительно прекрасен акафист Пресвятой Богородице, начинающийся словами «Взбранной Воеводе победительная…» Там есть такие слова: «Радуйся, чаша, черпающая радость». «Радуйся, Божие к смертным благоволение: радуйся, смертных к Богу дерзновение». Удивительные слова! Этот акафист — жемчужина нашего богословия.

И если мы за эти дни возьмем себе за правило читать этот акафист, душа наша почувствует близость Матери Божией, и нам понятнее станет сам пост.

Успенский пост предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. Церковь вспоминает об окончании земной жизни Божьей Матери и Ее исходе в мир горний. А еще это напоминание о том, что сама жизнь Пречистой Девы по сути своей была постом в истинном смысле этого слова. Предсказанное Симеоном пророчество было тем знанием, с которым Она прошла через всю Свою жизнь. И знание это было Ее крестом, прежде чем на Кресте голгофском был вознесен от земли Ее Сын.

Неслучайно и сам Успенский пост начинается с воспоминания о Кресте праздником Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.

И где-то в своей строгости этот пост повторяет саму жизнь Богородицы. Жизнь – венцом которой была встреча с Сыном и Богом, вознесение от которой стало свидетельством о том, что род человеческий обретает особую Молитвенницу, присутствие Которой на земле не завершилось с Ее земной кончиной. 

 

Если задуматься, ведь это же радостное событие, Матерь Божия обретает вечную жизнь в Царстве Небесном, возносится в мир горний телом, соединяется с Сыном, что тут может быть грустного и почему мы должны как-то по-особенному готовиться к этому?

Все это верно. Но задумайтесь: меняется ли жизнь целой семьи, в которой один из ее членов вдруг тяжело, а иногда и смертельно заболевает? Да, если мы христиане, мы верим, что смерть – это не конец, но мысль о предстоящей разлуке все равно не оставляет, а иногда становится и ключевой в привычном течении жизни, меняя ее полностью. И тут важно понять, как в этой ситуации можем жить мы, можем ли мы измениться и в какую сторону. Разве не было печально тем, кто расставался с Богородицей здесь на земле, разве они не знали, что Она готовится не к смерти, а к встрече?

И тем не менее… Иногда боль от разлуки способна укрепить человека в его усилии и старании стремиться к долгожданной встрече. Идти через время и испытания жизни к этой встрече бывает тяжело, а иногда и нестерпимо больно, но если это путь любви, то каждый уходящий день – это напоминание о том, что мы его проходим не в одиночестве, а вместе с теми, кто ждет нас в конце этого пути, с Тем, кто ведет нас этой дорогой, с Той, что незримо сопутствует нам во всех ее сложностях.

И хотя Успенский пост – кратковременный пост, он весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык.

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком.

Из многих нам известных добродетелей преподобного Сергия автор его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады.

Благодаря своему кроткому слову преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе.

Наше слово – есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово – это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий.

Слово – дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали.

Слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства.

За всякое праздное слово, – говорит Спаситель, – какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков.