Четвертое воскресенье Великого поста посвящено преподобному Иоанну Лествичнику.

Неделя Иоанна Лествичника в 2017 году-  c 26 марта.  Празднование памяти этого святого подвижника — начало последнего отрезка постового пути к Страстным дням накануне Пасхи. Преподобный Иоанн Лествичник Церкви дорог тем, что оставил уникальное руководство по борьбе со страстями, унижающими человека и отвлекающими его от Бога.

Угодник Божий, преподобный Иоанн жил в VI веке, родом Сириец, по своему сочинению названный Лествичником или автором «Лествицы», а по месту благочестивых подвигов – Синаит. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру – это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.

Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо.

Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей.

Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.

В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мк. 17-31).

 

Евангилие недели Иоанна Лествичника – исцеление бесноватого отрока

2015 02 28 033331

Бывают времена, когда цепенеет надежда, оскудневает вера. Что делать несчастному отцу, когда на глазах у него погибает его сын, его отрок? Что делать ему, когда все средства уже испробованы? Когда даже те, кто были совсем рядом со Христом, оказались бессильны?

Слезы отца, приведшего своего бесноватого отрока к Иисусу, понятны нам потому, что и наши дети находятся в постоянной опасности греховного беснования, и их, бедных, как и евангельского мальчика, «многократно дух бросал… и в огонь и в воду, чтобы погубить его».  Правда, «огонь и вода» двадцать первого века выглядят не гак, как тысячи лет тому назад. Теперь они больше похожи на невинный медицинский инструмент, способный снасти больного и погубить наркомана, на электронное устройство, при помощи которого пытливый ум ученого постигает глубины мироздания, а не менее пытливый ум подростка углубляется в хитросплетения греха. Да, «огонь и вода» нашего века иные, чем в начале христианской эры, однако губят они души детей наших столь же безжалостно.

И вот уже нынешние отцы одержимых бесом отроков в отчаянной попытке исцелить своих чад предпринимают дальние паломничества, опошляются к известным на всю страну старцам. Или приходят в ближайший храм и просят священника отслужить молебен, освятить дом, просто помянуть в церковной молитве страждущего сына. Приходят и в который уже раз свидетельствуют Богу страшную правду: «Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли».

Почему не достигают цели усилия учеников, почему безмолвствует Бог в ответ на отчаяние отцов? Потому что и церковная молитва, и представительство духоносных старцев и освящение домов не приведут к результату, не станут целительными для беснующихся, если не поймут просящие за детей своих, что без покаяния в собственных страстях, без усилий преодолеть свою собственную греховную немочь они не смогут помочь детям своим.

Если уж «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»  из-за того, что ее царь и повелитель отпал от Бога, тогда очевидно, что и дети наши стенают и мучаются под гнетом страстей только потому, что отцы и матери их не увидели, не осознали своей вины в этих мучениях, не исповедали этой своей вины так, как сделал это отец из сегодняшнего евангельского отрывка, припав к ногам Господа и покаявшись в собственном грехе неверия.

Икона Лествица

2015 02 28 033855

Лестница от земли до неба. По ней карабкаются люди в монашеских одеждах. Господь протягивает к восходящим руки. Но путь к Нему состоит из тридцати высоких ступеней, и на каждой ждут испытания. Этот известный синайский образ второй половины 12 века был написан в качестве иллюстрации к книге «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайской горы. Книга состоит из тридцати слов-глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. У святого нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его «заранее» подписал святым.

Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в 11 веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний.

Бог непостижим, неведом, непознаваем. Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути вверх постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, бьют, стреляют из луков и, кажется, преуспевают.

Ангелы написаны в виде прекрасных юношей с идеальными пропорциями, идеальными чертами лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в 5 веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На этой иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что бесы, как бы ни старались, никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!